Школьные пожары

 

Время Людей
Колонка Александра Адамского

Время-MN
13.05.2003

 

 

После того как в Москве загорелся интернат для детей с проблемами, стало ясно, что правительственная мера с проверкой, инвентаризацией противопожарного состояния образовательных учреждений изначально была никчемной. Безопасность детей от этого правительственного распоряжения никак не изменилась. Проверками пожары потушить не удалось. Теперь общество ждет, какое очередное решение примет правительство, чтобы перестали гореть школы? Все майские праздники я потратил на поездку по Иркутской области и Красноярскому краю. За это время не было дня, чтобы не сообщили о пожарах, а все мои собеседники в один голос говорили: школы, как горели, так и горят, просто об этом стало модно сообщать, вот вам и вспышка пожаров. Оказалось: не столько пожаров, сколько самой темы. Изменения в информационном поле - тонкая, иногда не предсказуемая политика. Редакторы ставят на полосу или в эфир то, что, по их мнению, вызовет наиболее сильный отклик у читателей и зрителей. По концентрации тех или иных тем в газетах, на радио и телевидении можно судить о нравах в обществе: что обществу интересно, таковы и нравы. По большому счету, школа, детство, образование обществу безразличны. Особенно в провинции: редакторы настраивают журналистов на то, что читатели и зрители не ждут новостей из школы, им не интересно, что нового там происходит. Поэтому новости об образовании стали таким же предметом торговли для СМИ, как и новости из мира коммерции или реклама. А поскольку родители или ученики школ оплачивать публикации не в состоянии, более того, им даже в голову это не приходит, то на полосах и в эфире оказывается только то, что может разместить солидный заказчик. Как правило, это исключительно органы управления образованием. Вот и получается, что информационный поток о новостях из мира школы и образования - ведомственный позитив. А тут оказывается - школы горят. В каждом городе или сельском районе, где побывал, пытался выяснить: в каком состоянии находятся школы. Данные разные, но получается, что не менее 50%, а то и все 70% школ требуют капитального ремонта. В Сибири особенно тяжелое положение с шатровыми крышами школьных зданий. Там где их нет, здания от резкой смены температур и большого снега очень быстро дают течь, потом стены и перекрытия оседают и появляются трещины. Средняя сумма, необходимая на полный капитальный ремонт одной школы, - примерно 15 миллионов рублей. Со сменой сантехнического оборудования, теплосети и, конечно, крыши. Но если всерьез думать о пожарной безопасности, то нужно не только розетки размещать на положенной высоте, но и устанавливать современную систему пожаротушения. А это уже гораздо дороже. Но, предположим, можно обойтись скромными затратами, все равно, если в городе 25 школ и 50 детских садов и хотя бы половина из них - в аварийном состоянии, для того чтобы половина детей в городе не подвергалась опасности сгореть или быть раздавленными обломками, нужно как минимум 550 миллионов рублей. А это средний город, сто или двести тысяч жителей. Таких по России большинство. А всего в России примерно 69 тысяч школ, не говоря уже о детских садах. Это сотни миллиардов рублей. Кому нужны такие новости?      Ситуация со школами катастрофическая, стоит пройтись по любому городскому району в глубинке или, еще лучше, заехать в село. Но общество может узнать об этом только тогда, когда уже случится беда. Модная тема школьных пожаров - извращенная форма интереса общества к детству. Еще общество хочет знать о том, как дети находят боеприпасы и подрываются на них, о том, как школьники грабят на улицах пьяных, а то и убивают бомжей, о том, как подростки прячутся в канализационных люках и убегают из дома. Похищение и зверское насилие над детьми - это обществу интересно. Учительница, торгующая наркотиками, - очень интересно. А директор, сохраняющий свою школу в безопасности, - вялая новость. Предприниматель, давший деньги на ремонт школы, никогда не дождется очерка о себе в газете - это же реклама его предприятия, пусть платит за публикацию! Бедный Сорос, финансировавший компьютеризацию и дававший деньги на стимулирование учительских проектов, так и не дождался ответного финансирования от регионов, а в СМИ был оплеван и заподозрен чуть ли не в скупке российского интеллекта. Кому стало легче от того, что Сорос прекратил финансировать образовательные проекты в России? Мои товарищи из газет и других СМИ постоянно сетуют на то, что им трудно разместить материалы об удивительном учителе или уникальном директоре. И не редакторы виноваты и не владельцы газет - они идут на поводу у читателей. Но я точно знаю, что школы будут гореть и дети гибнуть, пока в обществе не возродится интерес к школе, к детству. К тому, что реально, а не проходит по ведомственным рапортам. А происходят там удивительные вещи, но этого никто не замечает. Тема школьных пожаров - извращенная форма интереса общества к детству.

 

 

Хостинг от uCoz