КАК ЗАЩИШЕНЫ НАШИ ШКОЛЬНИКИ ?
ПЕТР БРЮСОВ,
генеральный директор охранного
предприятия «Третья стража»
Школы не входят в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, подлежащих только государственной охране. Следовательно негосударственные охранные предприятия вправе на возмездной договорной основе брать на себя обеспечение защиты жизни и здоровья учителей и школьников и сохранности имеющихся в школах материальных ценностей.
Что касается заинтересованности, прав и возможностей директоров учебных заведений обращаться к услугам частной охраны, то здесь все не так однозначно.
Kак отмечают эксперты, к сожалению, школы все чаще становятся объектами криминальных посягательств. Трудности и перекосы в развитии общества вызвали распространение малолетней преступности. С ростом числа насилий против персонала социальных учреждений учителя попадают в категорию не только низкооплачиваемых, но и опасных профессий.
Представляется очевидным, что потенциальная угроза преступных посягательств на жизнь и здоровье детей возрастает пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Вследствие коллективного пребывания в школе эта угроза распространяется на всех учащихся и учителей.
Здания школ, как правило, слабо технически укреплены и имеют значительное число уязвимых мест. Интерес преступников все чаще привлекает появившаяся в современных школах дорогостоящяя оргтехника, мебель, музыкальный и спортивный инвентарь, видео- и аудиоаппаратура.
В этих условиях среди директоров школ нарастают опасения за безопасность своих сотрудников, учеников и имущества.
Главным препятствием для обращения к услугам охранного предприятия оказывается вопрос оплаты. В бюджете государственной школы такая статья расходов отсутствует. Собирать с родителей деньги на охрану директор тоже не может.
Наша практика показывает, что выход находится, если к решению о необходимости профессиональной охраны школы и детей приходит собрание родителей учеников конкретной школы. Это решение принимается после представления охранной фирмы ее руководителем и сообщений членов родительского комитета о посещении охраняемых фирмой объектов и полученных рекомендациях. Таким образом, заказчиком охранных услуг наряду со школой добровольно и сознательно выступает коллектив родителей.
Специфика охраны школ, прежде всего, определяется тем, что наряду с материальными ценностями под защитой находятся жизнь и здоровье особой категории граждан — учителей и детей. В связи с этим к профессиональной подготовке и личным качествам сотрудников, подбираемых для работы в школах, предъявляются повышенные требования.
Рутинность дежурств на таких объектах весьма обманчива. Готовность к потенциальным угрозам в виде хулиганства, кражи, грабежа, вымогательства, нанесения телесных повреждений, захвата заложников, а также нанесения ущерба путем повреждения имущества, поджога, минирования и обстрела при несении службы в школе напрямую зависит от психологической устойчивости, зрелости и ответственности охранников.
Специфика организаций охраны школы заключается и в том, что она должна предусматривать практические действия охранников по обеспечению общественного порядка при осуществлении массовых мероприятий, которые происходят ежедневно и ежечасно, и, собственно, являются формой учебно-воспитательного процесса.
Акценты в тактике охраны мы делаем на контроле за входами в здание, выявлении предметов, которые могут являться источником опасности для находящихся в школе людей, наблюдении за прилегающей территорией, пресечении фактов хулиганства и иных правонарушений.
Обеспечивая пропускной режим, охранники иногда сталкиваются с попытками прохода в школу лиц в нетрезвом состоянии, с собаками либо без пропусков, либо тех, кого директор запретил пропускать. При этом охранники, случается, оказываются в сложном положении, вынужденно вступая в конфликт с родителями учеников.
Все это требует определенной моральной подготовки и учитывается при инструктажах сотрудников охраны.
Мы не выдаем своим сотрудникам оружие и спецсредства дая охраны школ. Поэтому качество работы охраны по предупреждению и профилактике правонарушений и несчастных случаев, а также по пресечению противоправных посягательств и минимизации ущерба, зависит, с одной стороны, от внимательности, серьезности и инициативности охранников, а с другой, от наличия делового взаимодействия с местными органами милиции и исправности телефонов на постах и технических средств охраны.
Нашим сотрудникам приходилось сталкиваться и с употреблением школьниками наркотических веществ. Были случаи эвакуации из здания школы после звонков о заложенных бомбах. Успокаивали драчунов, котролировали противопожарную безопасность, в общем, работали согласно инструкции.
Важным аргументом для родителей и директоров школ является то, что, подписав договор об охране школы, охранное предприятие берет на себя также обязательства по возмещению ущерба, если он будет причинен по вине охранников.
Вместе с тем, договором не исчерпываются все нюансы сотрудничества, которое удается сделать долгосрочным там, где имеются постоянные контакты и правильное понимание решаемых охранниками задач со стороны родителей, учителей и лично директора школы.
Мы никогда не считали свои услуги панацеей для решения всех внутренних проблем школы. Наши сотрудники прежде всего защищают от негативных проявлений извне и помогают директору и родительскому комитету поддерживать порядок в учебном заведении.
В заключение рискуем повторить уже не раз сказанное, но не нашедшее отражения в бюджетах и социальных программах: недооценка необходимости охраны учебных заведений может привести и, увы, приводит к весьма печальным последствиям. Безопасность общения и преподавания в школах следует отнести к числу безусловно приоритетных прав и интересов личности, общества и государства.